daseiner: (putin)
[personal profile] daseiner
Сегодня ночью посмотрел «В тихом омуте». Жалею, что так долго откладывал – оказалась замечательная, живописная и очень продуманная, концептуально-экспериментальная драмедия, пародирующая различное жанровое кино и ловко между ним лавирующая; парад эксцентрических социальных шаржей и невозмутимого повествовательного покерфейса; идеальный баланс юмора и концепции, нарочито тривиального (но прицельно точного) слэпстика – и настоящего умного искусства, в котором привычный уют и хохот все-таки определенно уступают зябкости эксперимента и смутно проступающих вопросов, образующих все ту же хорошо узнаваемую вселенную Дюмона – неизменно тревожную, загадочную, опасно топкую, как эти самые дюны в Кале.
Десять лет назад, на основании трех фильмов, увиденных мной к тому моменту, я придумал теорию, согласно которой Дюмон стремится очистить кино от литературы, исключив невидимое и сосредоточившись на десубъективированном, непсихологизированном, сугубо «телесном», видимом человеке – и что в процессе этих хитрых ампутаций в его картинах возникает особый гипнотический эффект приостановки смыслов, эффект «молчания» – содержания, ускользающего от услужливых литературных клише и смыслов. С тех пор режиссер проделал большой путь, присовокупив к миру крестьянства сюжеты высокой литературы, академической культуры и городской жизни, изменил квази-руссоистским дикарям и маргиналам, живущим на отшибе цивилизации, с городскими персонажами, состоящими, на первый взгляд, чуть менее, чем полностью уже не из бессловесных тел, а из вписанных в эти тела текстов. Но процедуры по отношению к этим символическим и семантически насыщенным объектам он осуществляет все те же самые, вивисекторские, связанные с интенсификацией телесного, саботирующей любой позитивный смысловой транзит, традиционно этими фигурами подразумеваемый.
«В тихом омуте» совершенно новый опыт еще и потому что здесь обязательное для Дюмона дефиле телесных аффектов – все эти приключения тел и их эквилибристика, ритмизующая и аранжирующая сюжет, – образуют уже совершенно самостоятельный повествовательный поток, каллиграфическую вязь, за кувырканиями которой следить не менее увлекательно, чем за собственно фабулой, и чья сугубо концептуальная, эстетская интенсивность обусловлена требованиями комизма лишь отчасти.
С досадой теперь вспоминаю фестивальный камбэк рецензий. Сколько я видел отзывов, в которых было сказано о вымученности, надуманности, искусственности этого очевидно не совсем удавшегося или даже совсем неудавшегося фильма. Что ж, вероятно, многие ждали комедии или чего-то «знакомого», а взамен получили даже не «Кен-кена», все еще развлекающего на комфортной и оборудованной площадке продвинутого арт-мейнстрима, а вполне «бесчеловечное» и радикальное искусство. Увы, друзья, в наше время оно часто бывает именно таким – малопонятным, раздражающим, опасным, требующим осторожности и пристального внимания. Как и положено настоящему тихому омуту.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

January 2017

S M T W T F S
1234567
891011121314
1516 17 18 19 2021
22232425262728
293031    

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 26th, 2017 06:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios